Сколько зарабатывают на антитабачной кампании

Политический обозреватель Дмитрий Косырев рассказывает, ради каких и чьих доходов курильщиков заставляют бросить пагубную привычку
Сам факт наличия таких доходов – никак не новость, поскольку давно известно, какие организации финансируют глобальную антитабачную кампанию — те, которые зарабатывают на том, что люди «обращаются к врачу, чтобы бросить курить». Вопрос в том, сколько конкретно, в долларах, они получают.

И вот анализ рынка, подготовленный компанией Persistent Market Research (видимо, из США). У отчета есть две особенности. Первая: он не учитывает надбавок, которые страховая медицина в США и других странах автоматически начисляет на каждого курильщика. Процентов, в среднем, 30. Это притом, что данных, говорящих, что курильщики болеют на 30% больше некурящих, нет. Более того, нет и таких, чтобы они были на 20% менее здоровыми. И вообще на эту тему ничего окончательного, кроме пропагандистского мусора, нет. Хорошо живется этим страховщикам. Взял деньги просто так и доволен. Но аналитики сосредоточились на фармацевтах.

Ученые: курение во время беременности влияет на детей и после рождения
И вторая особенность документа: к таблеткам и прочим средствам помощи бросающим курить аналитики тихо-тихо добавили электронную сигарету. Понятно, что она в разы эффективнее любых других средств, понятно, что фармацевты люто ненавидят своих конкурентов, производящих электронку. Отсюда и фальшивые «медицинские» отчеты о том, что она «тоже вредная». Но для маркетологов это – чужие проблемы.

Дальше со мной произошла такая история. Чтобы получить полный или почти полный текст доклада PMR, надо послать в компанию электронную заявку. Я послал. Тишина. Может, откликнутся. А может, я им не понравился. Хотите – пошлите запрос, и вдруг повезет.

Вообще-то я всего лишь хотел получить общие цифры ожидаемых доходов. Но обойдемся без них. Из того текста, который доступен всем, все равно известно немало, например, что ожидается рост доходов от продаж всех и всяческих средств в помощь бросающим.

Все-таки рост? Или это произошло только благодаря тому, что сюда включили электронную сигарету?

Далее анализ идет по регионам мира. И начинается он с того, что главный рынок продаж средств по бросанию – Северная Америка, «из-за растущей численности курильщиков в регионе».

Стоп, это же как? Нам вообще-то вдалбливали, что в США, не говоря о Канаде, все давно бросили. Ну или как минимум бросают все быстрее. Откуда рост числа курильщиков? Из Мексики?

А вы не путайте два разных типа документов. В одних борцы с курением отчитываются об успехах, и вот там «курильщиков все меньше». В других цель противоположная – например, сказать правду о состоянии рынка. И тут уже «курильщиков все больше». Статистика, однако!

Далее сообщается, что очень привлекательные рынки – Китай, Индия и прочая Азия. Что такое привлекательный рынок в этой отрасли? Это где на курильщиков оказывается беспощадное давление путем унижений и ограничений: обратитесь, наконец, к врачу! А вы еще удивлялись, почему в антитабачную кампанию постоянно втягивают правительства. А потому что без них никак. Как раз сейчас даже китайцы начали все-таки бороться. И не только они.

Я читал много оценок того, о каких прибылях «борцов с курением» идет речь. Допустим, таких: 80-90 миллиардов долларов в год.

Тут важно, чтобы эти доходы были заметно больше расходов. Оценки расходов я тоже встречал всякие. Корпорации расходуют деньги, как вы понимаете, на пропаганду. Агрессивную, подлую, лживую, какую угодно – лишь бы она создавала для курильщиков невыносимую атмосферу и толкала их к врачу.

Так сколько это стоит? Очень примерная оценка – до 25 миллиардов долларов в год. Подождите, это только в США. Столько там стоит вбивание в мозги давно опровергнутой идеи, что курильщики травят окружающих. Правда, и многие антитабачные активисты других стран финансируются напрямую из США. Полная картина расходов далека от завершения, особенно с учетом того, как эти люди научились доить госбюджеты по всему миру ради своих прибылей.

Итак — в затянувшемся ожидании ответа от маркетологов констатируем простой факт: если цифры возможных доходов явно больше, чем оценки ожидаемых расходов на промывание мозгов, то у медицинского лобби все в порядке.

А у табачного, с которым «медики» борются за доллар клиента? Удивительно, но факт: тут тоже все не так плохо. Вот возмущенная публицистика – на сайте, представьте, «Аль-Джазиры». Ну, мы знаем, что джихадисты всех оттенков очень даже борются с курением, не так ли!

Антитабачный автор «Аль-Джазиры» свирепеет по поводу того, что акции производителей табака, включенные в индекс Блумберга, с 2009 года выросли на 351%. Это оказалась лучшая из всех возможных инвестиций в последнее десятилетие. Правда, во многом это произошло благодаря тому, что табачные компании тоже присоединились к буму электронных сигарет…

И еще из «Аль-Джазиры»: опять признается рост числа курильщиков в США. Что-то там интересное происходит, в этой Америке. Снижается – растет, растет – снижается. Кому верить?

Стоп, это хотя и арабский сайт, но пишет там Джеремия Пол из Всемирной организации здравоохранения. Тоже, конечно, как бы джихадист – только антитабачник, и неизвестно, какая модель джихадизма более лютая. Но так или иначе, вы в его замечательном труде найдете все, что нужно про «индустрию зависимости и смерти», которую нужно до кончины обложить налогами, и все прочее. Это такие люди. Они сердятся.

А мы, наблюдая за их гневными вспышками, видим: это всего лишь драка двух глобальных лоббистских группировок из-за денег. Нам остается только оценивать (в деньгах), который боец сегодня в каком весе. Когда «медики» напали на «табачников» в конце 90-х, табачники были в разы слабее. А сейчас – ну, надо заново считать их доходы и расходы. Так или иначе, оба бойца держатся и надеются на лучшее.

Добавить комментарий